Внимание! Вы используете устаревший браузер.

Новые сюжеты

SandSki & Sandboarding

Отличное видео для тех кто уже скучает по снегу, доске или лыжам.... 

223 км/ч на велосипеде

Известный французский каскадёр и велогонщик Эрик Барон по кличке... 

Советы по лавинной безопасности. Часть 2

Советы по лавинной безопасности от ведущего инженера Эльбрусского противолавинного отряда Игоря Комарова.

Часть 2

Комаров'Об авторе
Игорь Комаров – ведущий инженер Эльбрусского военизированного противолавинного отряда, КМС по альпинизму, инструктор альпинизма, инструктор-методист первой категории горнолыжного туризма, жетон спасателя КСП получен на первенстве СССР по спасработам в 1978 году, советник по лавинной безопасности всех чемпионатов России, этапа Кубка Европы по фрирайду, автор и ведущий программы «Пилотирование потенциально лавиноопасных склонов», совместно с Кириллом Анисимовым автор и ведущий летнего бэккантри-проекта «Перезимовать лето», первые спуски на лыжах с вершины по Северному и Восточному склону Эльбруса.

Даже при самом благоприятном состоянии склона ни в коем случае не выезжайте за трассу при плохой видимости. Нарушать это правило можно только тогда, когда вас ведет опытнейший гид, абсолютно уверенный в безопасности данного мероприятия. Превалирующая причина несчастных случаев с райдерами-любителями, выехавшими без сопровождения гида – незнание маршрута, намеченного для спуска. Последний должен быть изучен визуально «на пленэре», либо по фото. Необходимо определить все потенциально опасные места: зоны вероятной лавинной опасности, скалы, участки со льдом и т.п. Обязательно получение консультации у профессиональных райдеров, гидов, спасателей. Ориентиры по ходу движения нужно выучить намертво.

При этом наиболее безопасны:

  • участки, на которых сквозь свежий снег просматриваются следы движения старых лавин;
  • участки, покрытые застругами (высотой более 15-20 см);
  • участки, раскатанные до появления хотя бы небольших бугорков;
  • контуры дорог, просвечивающие сквозь снег;
  • участки уменьшения угла падения склона на меньший;
  • 10-12-метровые участки вдоль вертикально направленных гребешков (шарниров вертикальных контуров, если говорить профессионально);
  • «пятачки», опирающиеся сверху на деревья и большие камни;
  • укромный уголок в уютном баре приличного отеля.

Лавина'

Неблагоприятны:

  • участки под крутыми «стенами», кулуарами со следами падения камней и кусков льда, минеральные конусы под большими кулуарами со следами свежих лавин, пусть даже микроскопических;
  • крутые снежные участки под выходами скал или нижней границей леса;
  • зоны перелома угла наклона снежного склона на больший;
  • «воронки» в верхней части кулуара;
  • наиболее узкие места кулуаров;
  • крутые (от 20-ти градусов) участки нетронутого снега, либо жесткого наста, льда над обрывами, теснинами, открытыми осыпями, лесом;
  • участки нетронутого, либо с небольшим количеством следов снега, покрывающего рододендроны, некошеные луга, наледи, скальные плиты;
  •  места массовой апре-тусовки ваших знакомых, известных своим безнравственным поведением.

Веским доводом для прекращения намеченного спуска и поиска пути для безопасного возвращения на трассу являются вызванные вами просадки снега. Стоять на таком участке можно безопасно, но лишь для того, чтобы обдумать путь эвакуации в сторону. Упаси Вас Боже продолжать по такому склону движение вниз!

Веское основание прекратить до следующего дня катание по свежевыпавшему «пуху» – умеренный ветер, начавшийся через час-полтора по окончании снегопада. Поземок, тем более метель – основательная причина для пересмотра степени безопасности склона. И не всегда исключительно подветренного. Мокрый снег (тот, из которого нажатием руками можно выдавить хоть немного воды) глубиной более 20 см вне трассы на склоне крутизной от 18 градусов не пригоден для маршрута. На склоне круче 30-ти градусов с мокрым снегом вообще делать нечего.


Верьте только своим следам, либо следам ведущего вашу группу.
След, проложенный впереди идущим может указать на стабильность лишь верхнего слоя снега, да и то – свежего и не мокрого. Сомнительные участки преодолеваются по одному с соблюдением всех правил предосторожности (даже двадцатым в группе). Зафиксирован случай, когда лавина пошла под сорок вторым. А под третьим-четвертым – сплошь и рядом.

Жесткий наст – это еще не гарантия устойчивости склона. Под «доской» может развиться глубинный иней. Толпа народа будет кататься месяц по ней, а крякнуть она вполне может под вами. Самые надежные склоны – раскатанные до бугров. Не известно ни одного случая обрушения лавины на могульной трассе.

Теперь подробнее о спуске.
Перед спуском определяется очередность – кто за кем. Каждый знает свой номер и до конца спуска этот номер не меняется. Бросаться вниз «черной тучей» предоставьте героям комиксов. Первым обычно едет самый техничный, отлично знающий маршрут («забойщик» по-альпинистски). Самый опытный, обладающий в группе наивысшим авторитетом, «вожак стаи» – вторым. Последним едет очень надежный, сведущий в оказании первой помощи, отлично катающийся.

Такой расклад объясняется тем, что чаще всего всяким неожиданностям подвергается первый. На долю второго ложится задачи по организации помощи «забойщику», от поиска его в лавине до совета в выборе маршрута, и оглашению выбранной тактики остальным. На долю же последнего («закрывающего») выпадает самый раздолбанный снег, занудство с поиском отстегнувшейся лыжи, откопкой утонувшего по макушку вместе с бордом товарища и так далее. Первым надо восхищаться (как-никак «грибной дедушка»), перед вторым благоговеть ( на то он и «вожак»), а последнего, «закрывающего» – ублажать (в противном случае такого вовсе не сыщешь).

Каждый последующий номер не выпускает из поля зрения предыдущий. Никогда не выпускает и несет за это ответственность. При прохождении маршрута преимуществом пользуются направления движения, в которых обозревается наиболее дальняя перспектива без разрывов в обозрении. Обычно такие участки приурочены к отрицательным формам рельефа, наименее напряженным. Если же приходится лезть через перегиб, 30-метровые участки ниже линий перелома угла склона на больший преодолеваются косым спуском по прямой, либо одной дугой не дольше, чем за две секунды. Траектория движения должна быть заложена так, чтобы в случае обрушения доски она не совпадала с направлением движения последней и без каких-либо корректировок с вашей стороны выводила в безопасную зону.

В случае попадания участника группы в лавину: заметивший движение попавшего в лавину, его последнее появление на поверхности подзывает сзади идущих к себе, останавливает движение впереди идущих, не отрывая глаз от места последнего появления на поверхности. Голосом и жестами выводит последующий номер на это место. И только затем подъезжает туда. Самый опытный начинает движение с включенным на поиск бипером по линии падения воды. Остальные, отойдя в сторону на 10-15 метров, также движутся вниз, подпеленговывая биперами центрального. Определив точку над пострадавшим, очень тщательно (для этого должны быть согласованы показания всех биперов) обозначают линию радиусом в1,5 метра и окапывают вглубь немного более, чем показания биперов в точке над пострадавшим. Затем очень аккуратно начинают очищать от снега внутренность круга. Откопав какую-либо часть тела пострадавшего, можно определить (хотя и не всегда) его положение в лавине и, сориентировавшись, завершить извлечение.

Вопрос оказания первой помощи и транспортировки обширен и прекрасно освещен в соответствующей альпинистской литературе. Опять же помощь и транспортировка требует тренировки. Так что готовьтесь: береженого бог бережет.

Надеюсь, теперь совершенно ясно, что:

  • наличие бипера не является страховым полисом от попадания в лавину;
  • если вас одновременно выехало хоть сто человек, но это не команда, а толпа, считайте, что вы едете один (а это недопустимо).

Если вы в лавине, постарайтесь по возможности сгруппироваться, удерживая руки перед лицом. Если удастся продержаться в таком положении до остановки лавины, вам будет неизмеримо легче увеличить полость вокруг рта и носа, а может, и пробиться хотя бы кистью руки к поверхности, что резко сократит время поиска. Не пытайтесь кричать, даже если отчетливо слышите разговор спасателей. Вы моментально потеряете силы, а с поверхности ваш голос никто не услышит.  Не рассчитывайте, пускаясь в путь, что спасатели, даже лучшие в мире, моментально вас вызволят. Сами поехали, вашим друзьям Вас и спасать. Спасатели должны рассматриваться как чудо. И напоследок еще раз: берегите себя. Удачной охоты!

Текст: Игорь Комаров
Источник: Gazeta.ru

Опубликовано: 12 января, 2006 в рубрике: Лавинная безопасность

Понравилась статья? Поддержитe нас ссылкой в соц сетях!

Интересные статьи:

Комментарии:
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *